С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Данный порядок утвержден Приказом Минздрава России от 29 апреля 2025 года № 262н, зарегистрированным в Минюсте под номером 82494 . Этот документ заменяет собой ранее действовавший приказ Минздрава от 18 декабря 2015 года № 933н, который утратил силу с момента вступления в действие нового нормативного акта.
Новый порядок предусматривает обновление процедурных и технических аспектов медицинского освидетельствования, включая определение клинических признаков опьянения, правила проведения химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых лицо направляется на освидетельствование. В частности, вводится новая учетная форма № 307/у-05 — Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Также утверждена форма журнала регистрации медицинских освидетельствований и установлен порядок его ведения.
Что изменилось с принятием Приказа Минздрава России от 29 апреля 2025 года?
Новый порядок предусматривает обновление процедурных и технических аспектов медицинского освидетельствования, включая определение клинических признаков опьянения, правила проведения химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых лицо направляется на освидетельствование. В частности, вводится новая учетная форма № 307/у-05 — Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Также утверждена форма журнала регистрации медицинских освидетельствований и установлен порядок его ведения.
До внесения изменений медицинское освидетельствование проводилось по порядку, утвержденном приказом Минздрава № 933н. Тогда процедура включала выявление клинических признаков алкогольного или наркотического опьянения, проведение экспресс-тестирования и направление лица на лабораторное исследование биоматериала. Однако этот процесс не всегда был строго регламентирован, что порождало споры о достоверности результатов и соблюдении прав обследуемых лиц. Кроме того, отсутствие унифицированной формы акта и единых требований к оформлению результатов исследования создавало риск формального подхода к диагностике состояния опьянения.
В новых условиях порядок стал более детализированным и стандартизированным. Например:
- Обновлен перечень клинических признаков, которые могут свидетельствовать о наличии опьянения;
- Уточнены методы лабораторного анализа, включая допустимые биоматериалы для исследования (например, кровь, моча, слюна);
- Введены новые требования к условиям проведения освидетельствования, в том числе квалификация специалистов, оборудование помещения и соблюдение прав пациента;
- Установлены четкие сроки проведения исследований и оформления актов, что направлено на предотвращение затягивания процедуры и обеспечивает оперативность получения результатов.
Особое внимание уделено унификации процесса и повышению объективности диагностики. Это связано с необходимостью обеспечения единых подходов к выявлению состояния опьянения, особенно в условиях усиления требований к доказательной базе в административных и уголовных делах, связанных с нарушением Правил дорожного движения или иными правонарушениями, совершёнными в состоянии опьянения.
Кроме того, согласно новому порядку, медицинские работники обязаны фиксировать все этапы осмотра, включая интерпретацию симптомов и обоснование вывода о направлении на лабораторное исследование. Это позволяет повысить объективность диагностики и снизить вероятность ошибочных решений. Также предусмотрено электронное оформление документов, что способствует ускорению взаимодействия между правоохранительными органами и медицинскими учреждениями.
Что необходимо знать лицу, отправляемому на освидетельствование на состояние опьянения?
Были скорректированы положения, касающиеся забора биоматериала. Новый порядок расширяет временной промежуток между первым и вторым исследованием выдыхаемого воздуха при положительном результате первого. Второе исследование предлагается проводить через 15–25 минут, в то время как ранее оно проводилось через 15–20 минут. Это предоставляет дополнительные гарантии на повторную проверку, снижая вероятность ошибочных показаний алкотестера и обеспечивая более точную диагностику.
Кроме того, увеличено время, предоставляемое освидетельствуемому на сдачу мочи. Согласно действующему порядку, отбор крови производился, если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования освидетельствуемый заявлял о невозможности сдачи мочи. Новый порядок отводит на данную процедуру целых 60 минут, что должно снизить напряженность ситуации и исключить преждевременный перевод на инвазивный метод забора материала.
Вместе с тем, в контексте указанных изменений остаются актуальными вопросы, связанные с недостаточной детализацией некоторых процедур. Например, до сих пор не закреплено конкретное число попыток, предоставляемых на производство выдоха в алкотестер. На практике это может привести к злоупотреблениям со стороны граждан, которые намеренно затягивают процедуру, многократно имитируя выдох или ссылаясь на невозможность его выполнить. Поскольку порядок не содержит четких критериев прекращения данной процедуры, решение остается за врачом, что открывает возможность оспаривания выводов освидетельствования в судебном порядке.
Заключение
Положительным моментом можно считать усиление стандартов качества и прозрачности процедуры. Новые формы документов и строго регламентированные этапы освидетельствования способствуют минимизации субъективного фактора и снижению вероятности ошибочных выводов. Кроме того, введение электронного документооборота в части оформления актов и журналов может повысить эффективность взаимодействия между правоохранительными органами и медицинскими учреждениями.
Вместе с тем, не исключены и потенциальные трудности реализации новых норм. Во-первых, потребуется дополнительное обучение медработников и обновление материально-технической базы учреждений, проводящих освидетельствования. Во-вторых, возможны споры по поводу интерпретации клинических признаков, особенно в случаях, когда речь идет о соматических или неврологических заболеваниях, имеющих схожие симптомы с опьянением. В-третьих, возникает вопрос о доступности медицинской помощи в удаленных регионах, где отсутствует необходимое оборудование или квалифицированные специалисты.
Таким образом, изменения в порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются важным шагом в сторону модернизации системы административного и уголовно-процессуального производства. Они направлены на обеспечение достоверности результатов, защиту прав граждан и повышение уровня правоприменительной практики. Однако успешное внедрение этих норм будет зависеть от готовности системы здравоохранения к адаптации, а также от своевременного обучения специалистов и обеспечения их необходимыми ресурсами.