Перейти к содержимому
Home » Обязанности управляющих организаций: новые нормы и правоприменительная практика

Обязанности управляющих организаций: новые нормы и правоприменительная практика

С 2025 года в сфере управления многоквартирными домами (МКД) произошли важные изменения, которые касаются как обязанностей управляющих организаций, так и ответственности собственников помещений. Одним из ключевых документов, регулирующих эти отношения, стало положение, утвержденное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно которому управляющие организации обязаны выполнять все необходимые работы по содержанию общего имущества МКД, а собственники — оплачивать эти работы в составе платы за содержание жилого помещения.

Это изменение имеет принципиальное значение для повышения прозрачности и ответственности в сфере ЖКХ и направлено на предотвращение случаев, когда управляющие компании ограничивают объем работ или ссылаются на недостаточность финансирования со стороны собственников.


Что изменилось?

В соответствии с обновленными нормами:

  1. Управляющая организация обязана обеспечить надлежащее состояние общего имущества:
    • лестничные площадки;
    • крыши;подвалы;системы отопления, водоснабжения, электрификации и канализации;
  2. Собственники обязаны оплачивать работы по текущему ремонту и содержанию общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения. Это означает, что любые попытки управляющей компании выделять расходы на ремонт крыш или фасадов в отдельную статью затрат будут неправомерны.
  3. Работы, выполняемые управляющей организацией в рамках договора управления МКД, подлежат оплате собственниками в полном объеме, вне зависимости от того, используют ли они конкретный объект общего имущества (например, чердак или подвал).

Правовая основа и цели нововведений

Изменения были внедрены в рамках реализации государственной политики по повышению качества предоставления коммунальных услуг и улучшению условий проживания граждан. Основной целью стало устранение неопределенности в трактовке обязательств управляющих компаний и собственников, которая ранее часто приводила к судебным спорам и неисполнению условий договоров.

Норма закрепляет позицию, согласно которой управление многоквартирным домом должно быть комплексным и системным, без возможности выборочного выполнения работ или отказа от них под предлогом недостаточности финансирования.


Практические последствия для населения

Для граждан данные изменения означают следующее:

  • Повышение качества обслуживания: Управляющие компании теперь обязаны проводить полный объем работ, связанных с содержанием дома, без права уклонения.
  • Прозрачность расчетов: Собственники получают возможность контролировать качество и объем выполняемых работ, а также соответствие их стоимости установленным нормам.
  • Снижение числа конфликтов: Четкое распределение обязанностей между управляющими компаниями и жильцами позволяет минимизировать споры о том, кто должен оплачивать тот или иной вид работ.

Однако вместе с этим возрастает и ответственность собственников за своевременную и полную оплату коммунальных услуг, поскольку задолженность может привести к применению мер принудительного взыскания через суд.


Законодательное закрепление

Правовые основы управления МКД закреплены в Жилищном кодексе РФ, а также в постановлениях Правительства РФ и приказах Минстроя. Важным является то, что новая норма распространяется на все договоры управления, заключенные после вступления изменений в силу, а также на действующие договоры, если в них не предусмотрено иное. При этом условия договора, противоречащие законодательству, признаются недействительными .

Также стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор активизировали контроль за исполнением управляющими компаниями своих обязательств, что усиливает механизм правового воздействия на недобросовестных участников рынка ЖКХ.


Перспективы развития

Среди возможных дальнейших шагов можно выделить:

  • Автоматизацию контроля за качеством работ через цифровые платформы и мобильные приложения, позволяющие жителям оперативно сообщать о нарушениях.
  • Усиление ответственности управляющих компаний за ненадлежащее исполнение обязанностей, вплоть до исключения из реестра лицензий.
  • Обучение и повышение квалификации сотрудников управляющих организаций в части новых требований к управлению МКД.

Заключение

Изменения в обязанностях управляющих организаций являются частью более широкой реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на повышение стандартов жизни россиян. Они обеспечивают баланс интересов между управляющими компаниями и жильцами, снижают уровень коррупционных рисков и способствуют укреплению доверия к институтам местного самоуправления и ЖКХ.

Юристам и представителям органов власти рекомендуется внимательно следить за правоприменительной практикой по данной теме, так как уже сейчас можно ожидать увеличения числа споров в связи с реализацией новых норм.