Перейти к содержимому
Home » Новый закон о контроле за оборотом метанола

Новый закон о контроле за оборотом метанола

С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 23 мая 2025 г. № 108-ФЗ «О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей», который устанавливает строгий государственный контроль за использованием этого химического вещества. Метанол — токсичное вещество, широко применяемое в промышленности, но также используемое (нередко нелегально) в производстве поддельного алкоголя, что неоднократно приводило к массовым отравлениям и жертвам.

Ниже мы разбираем ключевые изменения, внесённые новым законом, а также их юридическую и практическую значимость.

Основные положения закона о контроле за оборотом метанола

1. Государственный контроль (надзор)

Закон вводит систему государственного контроля за оборотом метанола и метанолсодержащих жидкостей. Это означает, что:

  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти по надзору за соблюдением требований.
  • Введена обязанность ведения единого реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола.

2. Обязательная денатурация

Метанол и метанолсодержащие жидкости должны быть обязательно денатурированы, то есть сделаны непригодными для употребления человеком. Исключения устанавливаются Правительством РФ.
До введения конкретных правил денатурации это требование пока не применяется.

3. Запрет на розничную продажу

Розничная продажа метанола и содержащих его жидкостей запрещена, включая дистанционный способ реализации (например, через интернет-магазины). Это напрямую направлено на предотвращение попадания вещества в руки населения.

4. Требования к перевозке, хранению и погрузке

Перевозка, погрузка и разгрузка, хранение метанола и метанолсодержащих жидкостей могут осуществляться только при условии соблюдения требований к опасным грузам, установленных законодательством РФ.

Создание реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей

Все организации и ИП, занимающиеся оборотом метанола, обязаны будут сообщить об этом в уполномоченные органы. Информация о них будет включаться в единый реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей.

Участники, уже действующие до 1 сентября 2025 года, имеют возможность подать уведомление о своей деятельности до 1 ноября 2025 года.

Ответственность за нарушение требований

За нарушение установленных норм предусмотрена административная и уголовная ответственность:

  • Штрафы и другие меры воздействия за незаконный оборот.
  • Возможность возбуждения уголовных дел в случае массового отравления или других тяжких последствий.

Анализ позитивных и возможных негативных последствий нововведений

Положительные эффекты:

  • Повышение безопасности населения — запрет на розничную продажу и обязательная денатурация снижают риск использования метанола в пищевых целях.
  • Контроль за легальным оборотом — создание реестра позволяет отслеживать всех участников рынка.
  • Профилактика нелегального производства — усиление надзора за всей цепочкой оборота затруднит нелегальное использование метанола.

Возможные проблемы:

  • Ограничение доступа к метанолу для малого бизнеса — новые правила могут усложнить работу небольших предприятий, которые используют метанол в производстве.
  • Сложности в реализации — потребуется наладить эффективное взаимодействие между различными надзорными органами.
  • Риск создания «теневого» рынка — если контроль окажется недостаточно жёстким, возможны случаи нелегальной торговли вне системы.

Сроки вступления в силу закона о контроле за оборотом метанола

  • Основные положения закона вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
  • Для некоторых положений, таких как обязательная денатурация, предусмотрен переходный период до принятия соответствующего нормативного акта Правительства РФ.

Заключение

Закон о контроле за оборотом метанола стал важным шагом в обеспечении общественной безопасности и борьбе с нелегальным алкоголем. Он создаёт систему учёта, ограничивает доступ к опасному веществу и усиливает ответственность за его неправомерное использование. Однако для успешного функционирования механизма необходимо:

  • Четкое регулирование денатурации и исключений.
  • Прозрачность работы реестра.
  • Поддержка малого бизнеса, использующего метанол в легальном производстве.

Если эти задачи будут выполнены, новый закон сможет стать эффективным инструментом защиты здоровья граждан и повышения качества контроля за опасными веществами.