Перейти к содержимому
Home » Закон о локализации такси. Требования, плюсы и минусы

Закон о локализации такси. Требования, плюсы и минусы

С 1 марта 2026 года вступает в силу новый закон, устанавливающий требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. Данный закон направлен на поддержку отечественного автопрома, но вызвал широкий резонанс среди водителей, операторов такси и экспертов. Рассказываем, что изменилось, как будет работать новая система и какие последствия могут возникнуть.

Что такое локализация такси?

Под локализацией такси понимается требование к автомобилю иметь определённый процент комплектующих, произведённых на территории России. Это может включать в себя сборку, производство деталей, использование местных материалов и технологий.

Новый закон (Федеральный закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ) предписывает, что с 1 марта 2026 года для работы в такси можно будет использовать только автомобили:

  • произведённые в России;
  • имеющие высокую долю российских компонентов;
  • либо набравшие определённое количество баллов по системе локализации.

Кроме того, с 1 января 2033 года единственным критерием для допуска автомобиля в реестр такси станет балльная система локализации — чем выше показатель, тем больше шансов на включение в реестр.

Как будет применяться закон?

Балльная система

Автомобили будут оцениваться по нескольким критериям:

  • Производство узлов и агрегатов в России.
  • Сборка на территории РФ.
  • Использование отечественных материалов и технологий.
  • Доля российского капитала в предприятии-производителе.

Эта система направлена на стимулирование не просто сборки, но полноценного производства на российской территории.

Исключения и переходные положения

В Калининградской области, Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке новые правила не будут применяться до 1 марта 2028 года, чтобы регионы могли адаптироваться к изменениям.

Положительные стороны закона о локализации такси

— Поддержка отечественного автопрома

Главной задачей закона является развитие российской автомобильной промышленности. Локализация должна стимулировать создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений и снижение зависимости от импорта.

— Повышение качества и сервиса

Автомобили, соответствующие требованиям локализации, вероятно, будут более доступны для обслуживания и ремонта благодаря наличию отечественной инфраструктуры сервисных центров и запчастей.

— Контроль за парком такси

Ужесточение требований позволит повысить стандарты технической исправности машин, которые сейчас часто используются без должного контроля. Это должно повысить уровень безопасности перевозок.

Возможные отрицательные стороны закона о локализации такси

— Удорожание услуг такси

По оценкам аналитического центра при Правительстве РФ, новые требования могут привести к росту цен на такси. Это связано с тем, что отечественные автомобили имеют меньшее количество моделей и, как правило, дороже в эксплуатации по сравнению с популярными иномарками.

— Ограничение выбора для водителей

Большинство таксистов используют недорогие иномарки (например, Hyundai Solaris, Datsun, Renault Logan, Kia Rio). Теперь они могут быть исключены из реестра, если не соответствуют критериям локализации. Это ограничит возможности водителей и повысит их входной барьер в бизнес.

— Риск создания «теневого» рынка

Возможно появление нелегального сектора, где будут продолжать работать машины, не прошедшие регистрацию. Это снизит эффективность контроля и может повлиять на безопасность пассажиров.

—  Неравные условия для регионов

Для некоторых территорий, таких как Дальний Восток, установлены более мягкие сроки введения норм. Это создаёт неравные условия для участников рынка такси в разных регионах страны.

Реакция на закон о локализации такси общества и бизнеса

Представители бизнеса и эксперты выразили обеспокоенность в связи с возможным ростом цен и сокращением числа таксистов. Критике также подверглись поправки ко второму чтению законопроекта, которые ещё больше ужесточили требования к автомобилям, используемым в такси.

Однако есть и те, кто поддерживает инициативу. Такие меры могут стать шагом к созданию полноценной автомобильной индустрии в стране и укреплению её экономической независимости.

Заключение

Закон о локализации такси стал важным шагом в сторону развития внутреннего автопрома, но его реализация сопряжена с рядом рисков. Чтобы минимизировать негативные эффекты, необходимы:

  • государственная поддержка водителей и компаний такси;
  • субсидии на покупку отечественных автомобилей;
  • расширение модельного ряда и улучшение качества отечественных авто;
  • равные условия для всех регионов страны.

Если эти меры будут приняты, то через несколько лет мы можем увидеть не только рост доли отечественных машин в такси, но и улучшение качества городского транспорта в целом.